Актриса Майя Менглет — легенда советского кино

Биография Майи Менглет

Майю Менглет Георгиевну часто сравнивают с Софи Лорен. В 2015 году она отметила свой 80 летний юбилей. Более 40 лет она проработала в Театре им. Станиславского в Москве, была легендарной исполнительницей главной роли в фильме «Дело было в Пенькове».

Детство

Будущая легендарная актриса родилась 8.08. 1935 года в Москве, в актерской семье. Отец Майи, Георгий Менглет, родился в 1912 году, он был блистательным актером и театральным деятелем, мать Майи Менглет — актриса Валентина Королева. Семья Майи имела глубокие корни, их фамилия — французского происхождения, восходит к наполеоновским временам. Менглеты были потомками тех солдат, которые остались в России и смогли добраться до Воронежа. Бабушка актрисы Екатерина Михайловна была дочерью царского генерала, который участвовал во взятии Шипки – Охотина. С материнской стороны, напротив, бабушка Берта была революционеркой и тайком носила листовки в корзине с продуктами. Она оказалась в ссылке и вышла замуж, дед был меньшевиком. Несмотря на все трудности, Берта прожила до 91 года, и смогла пообщаться с правнуками.

Во время Великой Отечественной войны Майя с родителями жила в Сталинабаде (современный Душанбе), в эвакуации. После окончания войны семья вернулась в Москву, а Г. Менглет был приглашен в Театр сатиры. Актер был блистательным исполнителем ролей героев-любовников и кумиром женщин. Он был главным человеком в семье и самым любимым человеком для Майи. Девочка впервые снялась в кино в пятилетнем возрасте – она появилась в кадре в фильме «Лермонтов».

Учеба

В 1953 году Майя заканчивает школу и решает, что хотела бы поступить в Щукинское училище, но в результате отдала документы для поступления в Школу-Студию МХАТ, решение учиться на актрису девушка принимает тайком от родителей – она сообщила им сначала, что планирует поступать в иняз. О том, что дочь тоже пошла по пути непростой актерской профессии, родители Майи узнали, когда она уже поступила на курс Топоркова В.О.

Опыт модельера

В годы учебы Майя замечательно шила, ее платья на ней смотрелись очень эффектно, и она даже однажды получила предложение поработать в доме моделей. Там ей предложили поездку в Англию, что молоденькой девушке показалось фантастическим, но отец очень резко воспринял готовность Майи отказаться от театра. Стремление работать моделью в актрисе угасло после резкой ссоры с отцом.

Триумфальный кинодебют

По воспоминаниям самой актрисы, она приехала на кинопробы студию им. Горького и примостилась в уголке на чемоданчике, пока Вячеслав Тихонов проходил пробы с другой актрисой. Она так эмоционально и непосредственно воспринимала весь процесс, что режиссер Ростоцкий сразу принял решение, увидев свою героиню Тоню именно в Майе. Режиссер признавался даже, что мог бы обойтись и совсем без кинопроб, так покорила его открытость и непосредственность Майи, ее увлеченность и заинтересованность.

Тракториста М. Морозова играл Вячеслав Тихонов, его жену – Светлана Дружинина. Тоня, незабываемый образ которой создала Майя Менглет, приезжает в деревню Пеньково, и в привычном жизненном укладе многое меняется, метания и философские поиски Матвея обретают реальные черты – он полюбил Тоню. Все актеры играли деревенских героев, и в успех этих съемок поначалу мало верили. Фильм снимался в деревне, все актеры должны были жить среди колхозников, носить повседневную крестьянскую одежду, и быстро вжились в роль, так что довольно скоро их уже почти не отличали от настоящих деревенских жителей.

Особенно трудно было именно Майе – параллельно со съемками фильма она репетировала дипломный спектакль с Олегом Ефремовым, и от нее требовалось выполнение совершенно разных задач. Но режиссер верил в молодую актрису, и результаты оказались самыми вдохновляющими.

Именно роль Тони в этом фильме оказалась самой впечатляющей и значительной киноработой Майи. Она активно снималась еще несколько лет, ей часто доверяли главные, либо очень значительные роли.

Некоторые фильмы с участием Майи Менглет

  • Фильм «Исправленному верить» — советский детектив 1959 года на сюжет, связанный с шантажом, несправедливым обвинением в краже и верной, преданной любви девушки Зои, которая уверена в невиновности своего избранника Андрея. В итоге расследования разоблачается целая шайка вора-рецидивиста, которая пыталась спрятаться за прошлыми проблемами Андрея. Майя Менглет играет роль Зои, ее партнеры – В. Гусев, Г. Жженов, Б. Сабуров и другие.
  • Фильм «Матрос с кометы» – музыкальная комедия на музыку О. Фельцмана, со стихами М. Матусовского. Сюжет — о влюбленности нерешительного матроса, который поет в хоре. Соперником матроса был директор Дома культуры, и вместе с девушкой Леной он уже готовился ехать на Всемирный молодежный фестиваль в Москву, но неожиданно в хоре заболел солист, и матроса Сергея Чайкина также включили в состав участников московского фестиваля.
  • Фильм «Шанс» создан на фантастический сюжет по повести К. Булычева, сюжет повествует об инопланетянине, который оказался на земле и был спасен, и «марсианском зелье», которое является эликсиром бессмертия. Партнерами Майи были Сергей Плотников, Мария Капнист, Раиса Куркина и другие. В фильме «Антланты и Кариатиды» сюжет разворачивается в небольшом городе в Белоруссии, главный герой – главный архитектор города, Максим Карнач (его роль исполнял Евгений Лазарев). Драматургия связана с борьбой против бюрократии и непонимания новых, прогрессивных тенденций.
  • Фильм «На углу у Патриарших» представляет собой детективный сериал 1994-95 гг, эпохи перестройки и «нового бизнеса», и повествует о дружбе двух школьных приятелей, один из которых был безукоризненно честным милиционером, другой – нечистым на руку бизнесменом. Возобновление школьных дружеских отношений повлекло за собой серию преступлений, и милиционер Никольский догадался, что причиной и главарем является именно его школьный друг Тарасов. Вывести преступников на чистую воду оказалось нелегкой задачей, но банду удалось ликвидировать. В этом фильме Майя снималась совместно с мужем, Леонидом Сатановским.


Но, несмотря на множество ролей и плодотворную работу, успех первого фильма повторить не удавалось. Постепенно Майя Менглет стала посвящать свои усилия и творческий потенциал именно театру, а в киносъемках участвовала все меньше.

Театр им. Станиславского

После выпуска из Школы-студии МХАТ в 1957 году, Майя стала актрисой Театра им. Станиславского, вслед за своим мужем Леонидом Сатановским. Попасть в театр помог Майе друг — актер Е. Урбанский, он однажды ей предложил участие в пробах для будущей постановки «Раскрытое окно». В комиссии были М. Яншин и Е. Леонов, Майя произвела на них очень благоприятное впечатление и была принята в труппу. Работы в театре было много, сначала Майя играла «голубых» героинь, потом стала осваивать характерные роли. Она работала в спектаклях совместно с М. Яншиным, Б. Львов-Анохиным, Л. Варпаховским, А. Поповым, А. Васильевым, Б. Морозовым, И. Райхельгаузом, Р. Быковым, Е. Леоновым, П. Глебовым, Л. Савченко, А. Балтером.

В театре им. Станиславского Майя Менглет проработала более 40 лет. У своей работе в театре она относилась серьезно, и театр предпочитала работе в кино. Она признавалась, что именно в театре Станиславского есть интересные для нее роли, режиссеры, партнеры по сцене. Они играла роли и классического (в пьесах А. Островского, Шиллера и других драматургов-классиков), и современного репертуара (в постановках по пьесам Л. Зорина). Среди ее ролей — партия Люси в музыкальном спектакле — «Трехгрошовой опере» Брехта-Вайля и многие другие.

Семья

Отец

Отец Майи был лидером в семье, ведущих киноартистом и был очень любим дочерью, хотя она часто ощущала недостаток его внимания. В 1961 году произошли большие изменения — Георгий Менглет покидает семью ради актрисы И. Архиповой. Мама Майи сохранила с ним дружеские отношения и даже по мелочам помогала в хозяйственных делах. Но Майя ухода отца простить не могла долгое время, переживала, плакала, и помирилась с отцом лишь 25 лет спустя, найдя в себе силы даже подружиться с И. Архиповой.

Муж

Майя Менглет вышла замуж в 1961 году за актера Леонида Сатановского, и при помощи друга стала работать в театре Станиславского, где уже работал ее молодой муж. Леонид известен по фильмам «Виват, гардемарины», «Осторожно, бабушка», «Горячев и другие». Он был очень музыкален, и этим покорил Майю, сохранив свою любовь к музыке до самых последних дней своей жизни. Он был болен диабетом и ушел из жизни после длительной болезни, постоянно надеясь вылечиться. Майя глубоко переживала потерю мужа и признавалась, что их актерский союз относится к числу очень редких. Она сравнивала свою семейную жизнь лишь с союзом Светланы Немоляевой и Александра Лазарева – добрых друзей Майя и Леонида.

Совместно с мужем они работали в театре им. Станиславского более 40 лет.

Дети

Первенец в их семье появился в 1955 году, а всего Майя и Леонид имели двух детей – Алексея и Дмитрия. В 1978 году Алексей готовился закончить ГИТИС, предполагалось, что он будет работать в театре им. Маяковского, но неожиданно полюбил немецкую девушку, приехавшую на учебу из ФРГ, студентку Московского университета, и решил уехать за границу. Алексей с женой жили в Германии на протяжении двух лет, а потом переехали в Австралию. Сначала решение сына было воспринято как большой удар – общение с иностранцами строго контролировалось, и такой поступок поначалу мог быть воспринят как расставание навсегда. К счастью, скоро начались перемены в обществе, и родители смогли выезжать к Алексею. В настоящее время он работает в Мельбурне, диктором русского радио.

Младший сын Майя и Леонида, Дмитрий, стал химиком, доктором наук, переехал в Австралию в 1990-х годах, к старшему брату.

Перемены

Перемены 90-х годов серьезно затронули также жизнь и работу Майи и Леонида. Работе в Театре им. Станиславского они посвятили 43 года своей творческой деятельности, но с уходом из жизни его главного режиссера В. Ланского начались проблемы и конфликты. Новый директор не был творческой личностью, но обладал «коммерческой хваткой», помещения театра стали сдаваться в аренду, а в отношении признанных артистов он мог позволить себе оскорбительные выходки. После одного из таких случаев Майя и ее муж написали заявления об уходе, которые были немедленно приняты. Невозможность работать в любимом театре могла бы стать настоящей трагедией для семейной четы, но их поддержали и выручили дети. Они пригласили Майю и Леонида на постоянное жительство в Австралию, где ранее уже обосновались сами.

Австралийский период

Майя и Леонид стали работать в Монреале, в Русском драмтеатре, который был основан А. Варпаховской и Г. Зискиным. С мельбурнской труппой они часто гастролировали, выступали в США и Канаде, Майя также сотрудничала с русской антрепризой, которую возглавлял Михаил Козаков. Майя и Леонид сохранили российское гражданство и многократно приезжали в Москву. Одним из таких значимых поводов был юбилей фильма «Это было в Пенькове» и телепрограммы, специально организованные по этому случаю на российском телевидении. Майя участвовала в съемках телепередач, связанных с юбилеем лучшей из всех, созданных ею, киноролей.

Фильмография

Фильмография Майи Менглет включает не только известные советские фильмы, но на кинопленке зафиксированы также и ее театральные, актерские работы. У современных зрителей есть возможность познакомиться с фильмами-спектаклями с участием Майи-Менглет и ее выдающихся сценических партнеров – «Осиное гнездо», «Женитьба Белугина», «Повесть об одной любви» и других.